scarf

Производство шелковой пряжи, Маргилан

Раз уж так получилось попасть в Маргилан, я решила не упустить возможность и навестить одну из фабрик по производству шелка. Как раз одна из таких фабрик оказалась совсем рядом с гостиницей в которой я остановилась (эта гостиница, конечно, отдельная тема :)). С утра, не позавтракав и даже не выпив традиционной чашки кофе, я прямо отправилась на эту фабрику.
Постучав в большие ворота и не получив ответа я зашла во двор. Уже во дворе меня увидел охранник (пожилой человек в чапане и тюбетейке) и проводил к администрации фабрики. Администрация оказалась людьми очень дружелюбными и любезно согласились показать и объяснить весь процесс производства шелка.

Нас провели по залу где коконы шелкопряда отмачиваются в кипятке в комнаты где они предварительно сортируются.

Коконы тутового шелкопряда сортируются вручную. Некоторые коконы выбраковываются, остальные отправляются дальше в цех.

В комнатах чувствуется стойкий рыбный запах и, видимо поэтому, многие женщины работают в масках.

После сортировки коконы помещаются в кипящую воду, чтобы умертвить саму личинку и также разрушить клейкое вещество  серацин, которое сцепляет нити кокона. Не смотря на то что лишь малый процент этого вещества вымывается, этого достаточно чтобы можно было размотать весь кокон.


Затем коконы доставляются в станки, где работницы находят конец нити, аккуратно проводят через глазок спицы и нить наматывается на большие бобины. На самом деле шелковые нити, которые затем используются в производстве тканей,  состоят из нескольких нитей шелкопряда, от 5 до 30, в зависимости от того какой толщины и плотности нужна ткань. Один кокон состоит одной единой нити длинной от 600 до 1000 метров.


После этого бобины с шелковыми нитями снова промываются горячей водой и снова перематываются. Во время перемотки, проверяется равномерность толщины нити, а также наличие обрывов.



В результате получаются мотки немного желтоватой шелковой пряжи.


Эти мотки прессуются и упаковываются в коробки.

Как сказал нам директор фабрики, весь производимый шелк на данной фабрике экспортируется, куда именно он не пояснил. Экскурсия по фабрике была очень интересной, а также меня покорила дружелюбность всех сотрудников. В конце, по узбекской традиции мне предложили выпить чаю, но мне пришлось отказаться, так как я собиралась еще на одну фабрику, более известную - "Ёдгорлик", где можно проследить весь процесс от начала до конца: от производство шелковых нитей вручную до самих готовых изделий: шарфов, ковров и т.д.  Но это уже другая история. :)



Интересно :). На рынке всякая синтетика сильно шелк потеснила. Удивлен, что спрос на него еще есть.
А ты прям пришла туда, без рекомендаций и звонков, из мышиной норы и тебя впустили и все рассказали?
Да, я просто пришла и, честно говоря, была удивленна что меня с радостью провели по всем цехам и объяснили всю технологию. Я пыталась предложить деньги за экскурсию, но они отказались и даже немного оскорбились. А спрос на шелк наверно всегда будет. Очень люблю шелковые шарфы. Зимой они хорошо греют, а летом наоборот холодят.
Круто! Долинное гостеприимство, вкупе с твоим обаянием, творят чудеса :))
О да, точно чудеса. Было еще одно чудо и которое может тоже сыграло важную роль: я там вдруг заговорила по узбекски. :))) Была уверенна что я его вообще забыла, если честно.
Спасибо! Это очень круто - моя бабуля всю войну и после на таком производстве работала, в Фергане. Делали парашютный шелк для фронта. Покажу ей фото, пока жива.
Я рада что понравилось! Не знала что делают и парашютный шелк, хотя на другой фабрике нам показывали довольно плотную ткань из чистого шелка. Она как раз и делается из нитей которые собираются из 30 нитей кокона. Мне кажется фабрики эти не сильно изменились с тех времен когда ваша бабушка там работала, возможно и станки фактически такие же.
поправка, уточнил у сестренки - именно там она и работала!

так что реально спасибо огромное за фотки.
lyalka_van
(Anonymous)
Очень интересно, большое спасибо! Знала из чего шелк делается, но сам процесс даже представить не могла. А насчет вытеснения синтетикой шелка- это так, но зато и цена на натуральный шелк ощутимо выше (конечно от качества зависит)
Re: lyalka_van
Цена на продукцию из натурального шелка конечно выше синтетики, но на наших рынках иногда можно найти и весьма недорогие вещи из местного шелка. Но вот изделия ручной работы могут быть очень дорогими.
Спасибо за пост, всегда было как шелковичное производство выглядит изнутри:)
С новым годом :)
Рада что получилось хоть немного информативно. На днях выложу фотографии из фабрики Ёдгорлик, где нам показали и рассказали весь процесс от производства шелковых нитей и до готовой продукции. )